Роль подвижных игр
в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
Решение проблем совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в стране. Период от 3-х до 7 лет является наиболее важным в становлении двигательных функций ребенка, особенно их физических качеств.
Поэтому в процессе физического воспитания дошкольников необходимо создавать такие условия, в которых их физические возможности раскроются полностью
Известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность. Однако в ДОУ её значение, как фактора стимулирующее резервные возможности физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно. Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Явно недостаточного внимания уделяется организации самостоятельной двигательной активности ребенка.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте как известно, является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщенна разным оборудованием и спортивным инвентарем способствующим развитием игры. Для стимулирования двигательной активности в группе, на участке необходимо создавать так называемые полосы препятствия, чтобы дети могли выполнять различные двигательные занятия ( пройти по дорожке, перепрыгнуть через кочку, пролезь в туннель, залез на лестницу. В дверных проемах можно укреплять тренажер «Попади в кольцо», на полу яркой изолентой сделать разметку для игры в «Классики». Желательно организовать пространство таким образом, чтобы появлялось возможность для многовариантных игр.
Кроме того, в группах хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоящих из карточек, на которых схематически изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, элементов художественной гимнастики, фрагменты эстафет и др. подвижных игр.
Работа с карточками помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности учит их организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.
Так, соединяя карточки, дети, например составляют варианты игры-эстафеты и проигрывают её сначало мысленно, психологически готовя себя к предстоящему соревнованию.
Каждый возрастной период имеет свои особенности. Так, в 1 мл. группе во время утренней прогулки с детьми проводиться игра большой подвижности длительностью 10 – 15 минут. В дни физкультурных их длительность сокращается до 5-10 минут. При выборе игры нужно учитывать время года, состояние погоды. На вечерней прогулке, чтобы дети не перевозбудились, следует организовывать игры средней подвижности. Педагог должен давать игры связанные со знакомым ребенком образом «Птички и птенчики» собрав вокруг себя малышей говорит: «Вот какие хорошие у меня маленькие птенчики. Расправьте крылышки – вот так, а теперь все полетели, машут крылышками ( показывает). Устали птички, присели отдохнуть, поклевали зернышки. Следуют образцу, дети выполняют движения. Объеснять правило нужно перед началом игры, живо и эмоционально. Первое время целесообразно подсказывать малышам, что нужно делать («Я уже хлопнула в ладоши, и все птички летят ко мне»). Большим успехом у детей пользуется игры с короткими стихотворным текстом («Зайка серенький сидит», «Курочка – хохладка»).
Особенностью методики проведения подвижных игр для детей этой группы является то, что педагог выполняет ведущую роль, предварительно показав и объяснив воспитанникам, что они должны делать и в соответствии с каким сигналом. На протяжении всей игры он поощряет детей, подсказывает им их действия.
|